Дмитриевская родительская суббота.

6 ноября в этом году — Дмитриевская родительская суббота, церковный день поминовения усопших. Свое название она получила по имени святого великомученика Димитрия Солунского. Заупокойные богослужения совершаются ежегодно в субботний день перед днем его памяти. Усопших в этот день поминают в православных храмах Сербии, Болгарии, Македонии, Черногории, Хорватии, Словении.

И только у нас в России Дмитриевская родительская суббота несет особую память о тех, кто положил душу в войнах, защищая свое Отечество. У этого обычая есть автор. В 1380 году князь Дмитрий Донской, получив благословение на сражение у преподобного Сергия Радонежского, отправился на Куликово поле. Битва была тяжёлой и кровопролитной, и завершилась победой в день Рождества Пресвятой Богородицы, что благочестивый князь посчитал особым знаком Божией милости.

С величайшей радостью возвратился князь в Москву, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, горячо благодарил святого игумена и братию за молитвы, просил совершить заупокойную литургию и панихиду за всех воинов, убиенных на Куликовом поле.

Что случилось на Божественной Литургии, когда князь вместе с Сергием Радонежским и братией монастыря молился на Божественной Литургии, подробно рассказывает памятник древнерусской литературы «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». В стихе описывается видéние Димитрия Донского во время Божественной литургии, когда вслед за именами павших, которые называли священники, князь воочию видел появлявшихся в храме воинов как живых. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу».

Связь Дмитриевской родительской субботы и памяти воинов на государственном уровне укрепил в 1903 году императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

Дмитриевскую родительскую субботу до революции всегда проводили торжественно: молились в храме, жертвовали на церковь в память об усопших, посещали кладбища, где служили панихиды. В Вятке была традиция в этот день устраивать благотворительные обеды для одиноких стариков. В Сербии домашний поминальный стол накрывали в пятницу, накануне родительской субботы, строго соблюдая, чтобы все угощения были постными. В Черногории пекли для поминовения небольшие хлебцы, разные по форме в память усопшего мужчины или женщины.

Множество православных обычаев объединяет одно: понимание, что после смерти жизнь не кончается, что связь между близкими и родными, живыми и умершими людьми неразрывна, что молитва и милостыня, совершаемая за усопших, — наше вещественное доказательство любви к ним. Особое теплое отношение к своим родственникам, пребывающим в вечной жизни, как нельзя лучше иллюстрирует старинная поговорка: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *